Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  

"Средняя общеобразовательная школа №13"

округа Муром Владимирской области

Пятница, 18.01.2019, 12:54
Вы вошли как Гость
Группа "Гости"
RSS
Меню сайта
Форма входа
Праздники дня
Праздники России
www.copyright.ru

Методическая копилка

Главная » Файлы » Нормативно-правовая база » Программа развития школы

Концептуальные положения программы
[ Скачать с сервера (123.0 Kb) ] 19.10.2011, 20:32

Концептуальные положения программы

"Школы личностно развивающего диалога”

 

Изменения, происходящие в современном мире, в обществе, требуют от человека нового мышления, новых умений, иного понимания своей роли в этом мире, требуют пересмотра целей и содержания образования. В таких условиях образование не может оставаться в рамках традиционных подходов.

Сегодня в школьную практику широко внедряются личностно-ориентированные, индивидуально-личностные, гуманистические образовательные технологии. Но, как показывает практика, они по большей части только декларируются педагогами. Причина тут не столько в  нежелании самих педагогов работать по-новому, сколько в непроработанности главного технологического звена ориентированного на личность модели образования – диалогической. Именно диалог определяет готовность деятельности школы к работе с личностью ученика.

Следует признать, что образовательная среда школы продолжает оставаться монологической, что характеризуется:

1)           слабыми связями (или их отсутствием) между участниками образовательного процесса;

2)           однозначностью решения гуманитарных  проблем;

3)           объектным подходом к личности;

4)           фактическим неравенством педагога и воспитанника;

5)           слабым учетом субъектности личности ученика;

6)           отчужденностью детей от заучиваемых ими знаний.

Выпускники школ, получив необходимые знания об объективном мире и владея многими умениями и навыками, необходимыми им как будущим специалистам, обнаруживают неспособность управлять процессами самообразования, созидания собственной целостности, осуществлять коммуникации в условиях множественности субъективной реальности, конструктивно решать межличностные проблемы. Решение таких задач находиться в плоскости гуманитарного образования и развития диалогического мышления личности, а это, в свою очередь, требует нового подхода к  построению содержания и способов образования, организации образовательной среды, адекватной природе исследуемого нами процесса, природе гуманитарных явлений.

Гуманитарное образование имеет дело с субъективной реальностью, природа которой еще недостаточно исследована, соответственно и опыта подобной работы накоплено крайне мало. Никто не возьмется отрицать, что, помимо объективного мира, в котором мы живем и с которыми взаимодействуем, мира техники, науки, природы, - существует мир субъективный. И это факт, который школа все еще предпочитает не принимать во внимание. Мир человеческих отношений, оценок, чувств, восприятий, ощущений… так же реален.

Признание диалога в качестве способа бытия человека – одно из важнейших требований сегодняшнего дня. Диалог – насущная потребность современности. Но в педагогической реальности значение его пока недооценивается, хотя и прогнозируются так называемые диалоговые педагогики – педагогика свободы, педагогика сотрудничества, педагогика ненасилия, провозглашающие субъект-субъектные отношения и гуманистические идеи. Диалог в обыденном педагогическом сознании продолжает оставаться формой общения и нередко редуцируется к внешним вопросно-ответным отношениям. Сегодня, в ситуации господства монологического сознания, мыслящего мир в его разобщенности и односторонности, провозглашающего технократический подход к решению гуманитарных проблем, требуется обращение к диалогу как целостной концепции образования, как к компоненту содержания такого образования. Вопрос о так называемом диалогическом образовании и соответственно об образовательном идеале расположен в плоскости переосмысления мира и места в нем человека.

Актуальность темы нашего исследования вызвана обострением в теории и практике образования ряда противоречий между:

-         декларированием идей гуманитарного, личностно ориентированного образования и преобладающим в педагогической практике технократическим мышлением, неумением педагогов работать с субъектностью человека;

-         общественной потребностью в социально-активной, целостной личности, в полной мере осуществляющей самореализацию, и неумением человека в реальности актуализировать свое личностное начало и реализовать его посредством диалога;

-         признанием педагогической теорией приоритета субъект-субъектных отношений в учебно-воспитательном процессе и недостаточной разработанностью содержания и методики педагогической деятельности, обеспечивающей признание субъектности личности;

-         пониманием пути развития современного общества как совершенствования информационного пространства и неготовностью педагогов в условиях тотальной информатизации работать над формированием в личности защитных механизмов, оберегающих ее от информационного «зомбирования», от превращения в «безвольную деталь огромной механической системы»,

-         необходимостью теоретического обоснования и научного обеспечения процесса становления личности как «гуманитарной системы» (Л. Заде), функционирующей в условиях «событийной общности» (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев), и отсутствием глубокого осмысления понятий, характеризующих этот процесс.

Таким образом, сегодня отсутствуют образовательные ресурсы, обеспечивающих гуманитарное образование, механизмы гуманитарного образования, теории содержания, теории содержания и процессуальных средств, а также специалисты, готовые принимать гуманитарные решения и учитывать «человеческий результат» в той или иной деятельности.

Принимая во внимание то, что сегодня растущему человеку трудно ориентироваться в агрессивном и быстро меняющемся мире, что он страдает от собственной личностной недообразованности, мы полагаем, что необходима перестройка всей школьной системы образования, перевод ее на  диалогические основания. Диалог должен стать и целью, и компонентом содержания образования, и методом, и обучающим принципом.

Диалог является способом решения гуманитарных проблем, в результате которого соотносятся разные точки зрения, разные субъективные контексты мышления. Диалог в образовательном пространстве есть ситуация понимания ценности другого (человека, природы, культуры) как условия своей жизни и установления созидающих связей, являющихся источником собственного личностного духовно-нравственного развития.

Диалогическая компетенция понимается нами как совокупность умений:

-         толерантно и эмпатийно принимать множественность и неоднозначность субъективных истин; выражать адекватно конкретной ситуации свою точку зрения;

-         осуществлять сотрудничество (быть частью коллектива) и находить в процессе такого сотрудничества общий язык – т.е. единую для всех участников «знаковую систему»;

 Проектирование диалогической образовательной среды школы является предметом работы программы школы до 2012 года.

Цель экспериментальной работы: создание диалогической образовательной среды – условий для формирования диалогического опыта личности как способа её духовно – нравственного становления. Основные задачи экспериментальной работы:

1. Совершенствование содержания образования: диалогический подход к содержанию образования активизирует процесс самообразования, саморегуляции и самоопределения личности как субъекта социально значимой деятельности.

2. Выстраивание профессиональной деятельности учителей в контексте диалога как педагогического метода, ориентированного на формирование диалогического опыта личности учащихся, на раскрытие их интеллектуального и творческого потенциала.

3. Создание широкой разнообразной развивающей, диалогической среды, обеспечивающей духовно – нравственные становления личности,  среды, способствующей накоплению опыта конструктивного разрешения внутриличностных и межличностных конфликтов, среды, пробуждающей чувство ответственности за свой профессиональной и жизненный выбор в условиях современного социума.

4. Развитие системы психолого – педагогической поддержки учащихся как основы современной школы личностно развивающего диалога.

5. Создание диалогического, развивающего уклада жизнедеятельности школы, предлагающего творческую совместную деятельность детей и взрослых, а также самоуправления как свободной формы самоорганизации сообщества школы.

6. Создание условий для повышения мотивационной, когнитивной и технологической готовности педколлектива к работе с самоопределяющейся и самоуправляемой личностью.

7. Реализация стратегии диалогического управления, нацеленного на организацию работы школы как саморазвивающегося организма, обеспечивающего становление личности.

8. Организация работы с родителями в системе конструктивного сотрудничества.

9. Сохранение здоровья всех участников образовательных процессов.

 Объект экспериментальной работы: образовательная система школы.

Предметы экспериментальной работы:

- содержание образования;

- способы организации образовательного процесса;

- структура школы.

 Субъектами диалогического развития школы являются все участники образовательного процесса: педагоги, учащиеся, родители.

  Гипотеза исследования.

Школа может способствовать формированию диалогического опыта как способа духовно – нравственного становления личности ученика, если:

·        Диалогическое становление личности является приоритетной целью развития образовательного учреждения;

·        Диалог представляет в качестве ведущего компонента содержания образования;

·        Образовательная среда школы выступает в качестве условия для правления разнообразных способностей, возможностей, потребностей личности;

·        Взаимодействие учителей и учащихся строится на условиях доверия, открытости, договоренностей, демократического, межличностного стиля отношений;

·        Педагоги школы включаются в исследовательскую деятельность и овладевают методом педагогической рефлексии;

·        В управление развитием школы вовлечены все участники образовательного процесса.

 Стратегия развития  «Школы личностно развивающего диалога»

 Стратегия развития школы включает следующие инновационные изменения:

·        Содержание образования: внесение компонента «диалогический опыт» в систему компетенций учащихся.

·        Усовершенствование методов обучения: освоение технологии диалога, проектного метода, интерактивных методов обучения.

·        Организация учебно-воспитательного процесса: подключение детей к проектированию собственной образовательной деятельности, к организации учебных занятий; разработка индивидуальных образовательных маршрутов; переход от «мероприятийной» деятельности школы к системе непрерывного психолого-педагогического обеспечения развития личности.

·        Изменение содержания и форм работы по повышению квалификации педагогов: поиск способов самообразования; внедрение системы тренингов; исследовательская работа.

·        Управление системой развития школы: реформирование управленческой структуры; освоение метода диалога в управлении; изменение организационной культуры; разработка системы самооценки деятельности школы.

 Образ выпускника

Выпускник обладает следующими качествами и характеристиками:

- высоким уровнем самоорганизации и личностной самоактуализации;

- системой знаний, умений и навыков, позволяющих постоянно накапливать «строительный материал» для собственного совершенствования (а не разрозненными отчужденными знаниями  по предметам);

- способностью быстро и адекватно адаптироваться в сложных условиях изменчивого социума;

- способностью устанавливать деловые и межличностные отношения с людьми на диалогической основе;

- толерантностью и эмпатией;

- умением конструктивно решать конфликты и личностные проблемы;

- умением работать «в команде»;

- стремлением к высоким духовно-нравственным началам;

- пониманием условий реализации своих возможностей в конкретной профессиональной сфере.

Показатели уровня сформированности личности выпускника:

Первый показатель – уровень диалогической культуры определяется через систему установок, ценностей и ориентаций личности, отражающих степень позитивного отношения к многообразию мира, к социальным, культурным, этническим и мировоззренческим различиям. Только психологически устойчивая и нравственно зрелая личность настроена на развитие позитивных социальных, межкультурных и личностных отношений, исключающих конфронтацию и насилие.

Второй показатель – уровень социальной активности, который рассматривается как исходное условие адаптации выпускника школы к среде, и как отправная точка его взаимодействия с миром.

Содержательно наполняя данный образ, мы определили его составляющие, как компетенции  качества личности. Выпускник должен владеть следующими компетенциями:

Компетенции

Показатели сформированности компетенций

Предметно-информационные

1.              Умения работать с учебной информацией

2.              Умение ее критически воспринимать, преобразовывать ее из виртуальной в вербальную и наоборот

Деятельностно-коммуникативные

1.     Способность к сотрудничеству

2.     Способность к творчеству для достижения конкретных целей

3.     Умение управлять собой

4.     Умение анализировать и организовывать деятельность

5.     Умение принимать рациональные решения

Ценностно-ориентационные

1.     Система отношений к миру, к себе, к обществу

2.     Знания о нормах, ценностях, традициях культуры

3.     Овладение эмоционально-ценностными ориентирами личности

Показателем сформированности выделенных компетенций являются следующие качества личности:

-         духовность, гуманистическая направленность;

-         мобильность, самостоятельность в принятии решений, ответственность, способность к сознательному выбору

-         коммуникабельность, социальная активность, умения сотрудничать

-         креативность, созидательность и конструктивность мышления.

Такая многофакторная модель образа выпускника школы обеспечивает полноценное развитие личности



Категория: Программа развития школы | Добавил: saltan
Просмотров: 843 | Загрузок: 64 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Документы
Телефон доверия
Дети в Интернете

Copyright MyCorp © 2019
Создать бесплатный сайт с uCoz