Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  

"Средняя общеобразовательная школа №13"

округа Муром Владимирской области

Четверг, 14.12.2017, 16:04
Вы вошли как Гость
Группа "Гости"
RSS
Меню сайта
Форма входа
Праздники дня
Праздники России
www.copyright.ru

История школы

Школа, учителя, ученики в годы Великой Отечественной войны.
   В 1930 году вышло правительственное постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении». Сразу же в городе и районе начала работу комиссия по подготовке к введению всеобщего обязательного обучения. Среди итогов ее работы к 1939 году было построено шесть новых школ. Одна из них - средняя школа № 16, открытая в 1936году - располагалась в доме № 69 по улице Лакина. Первым руководителем школы стал Петр Максимович Чегасов. 
   Стоит еще раз уточнить, что в здании по улице Лакина располагалась средняя школа №16, а средняя школа № 13 — в здании по улице Льва Толстого. 
   После начала работы школа успела сделать всего три выпуска (1939, 1940, 1941 года). 
   22 июня 1941 года на нашу Родину напала фашистская Германия. Началась Страшная война, которая унесла более 50 миллионов жизней советских людей. Весь советский народ поднялся на борьбу с врагом. «Обстановка невиданной в истории Великой Отечественной войны не могла не сказаться на народном образовании и на работе школ. Тысячи учителей, студентов и учеников старших классов ушли в народное ополчение, в Красную Армию». 
   16 июня 1941 года был выпускной бал у ребят — десятиклассников, а в октябре того же года все они уже были на фронте. Школьную форму сменили на шинели, далекая мечта о поступлении так и не сбылась, они исполняли свой священный долг – встали на защиту Родины. «Мобилизация усилий для обеспечения победы в Великой Отечественной войне осуществлялась не только на фронте, но и в экономике, социальной политике, идеологии. Главный политический лозунг партии - «Все для фронта, все для победы!» имел важное практическое значение и совпадал с общей моральной настроенностью советского народа». Ведь тыл делал действительно все для победы, изменяя свою жизнь, подстраиваясь под существующие условия. 
   1941- 1942 учебный год начался с опозданием, так как школы города переоборудовались под госпиталь. Так в здании средней школы № 16 (ныне средняя школа № 13) располагались госпитали: с 1941 по1943 года госпиталь № 2314, а с 1943 по 1945 года госпиталь № 2847. Об этом повествует мемориальная доска у парадного входа в школу. Школа во время войны очень сильно изменилась: вместо классов - палаты, в учительской - операционная... Вместо учителей — люди в белых халатах, вместо звонких детских голосов - стоны раненых. В госпиталь поступало очень много бойцов. Без помощи учеников здесь было бы трудновато. Они ухаживали за ранеными, выступали с концертами, читали и писали письма. 
   Вот как вспоминает об этом выпускница 1942 года Кармышева Валентина Яковлевна: «С января по конец августа 1942 года в составе группы из десяти одноклассниц по направлению школы и горкома комсомола днями и ночами работала в эвакогоспитале... Командование госпиталя объявило нам благодарность в приказе, который был передан в школу и в горком комсомола...». 
А вот воспоминания бывшей учительницы Камзоловой Любови Павловны: «Я помогала раненым в госпитале. Посещала часто. Кормила и поила тяжело раненых, выполняла их просьбы, писала письма, читала, приносила свой патефон с хорошими пластинками. Приходили со мной и ученики, читали стихи, пели. Иногда, когда ночью привозили раненых, за мной приходили и просили помочь в приеме ».
   К сожалению, сохранилось очень мало сведений о работе госпиталя, о медицинском персонале. Но мы кропотливо собираем и восстанавливаем этот материал. 
Среди наших успехов, например, то, что на шестидесяти пятилетний юбилей школы приходила Медына Мария Александровна, которая работала в годы войны в госпитале медицинской сестрой. К несчастью, Мария Александровна не оставила ни своего адреса, ни номера телефона. Сейчас мы ведем активные поиски, обращались в различные организации – пока безуспешно. Но мы не теряем надежду, разыскать эту женщину, ведь она многое могла бы нам рассказать, заполнить существующие пробелы и добавить новые сведения в картину жизни нашей школы в годы Великой Отечественной войны.
   Но на этом помощь не заканчивалась. Все знают, что на территории нашей школы раскинулся чудесный липовый сквер. В трудные военные годы над сквером нависла угроза вырубки: госпиталю нужны были дрова. Многие в своих воспоминаниях рассказывают о том, что даже в холодные зимние дни жители окрестных улиц и ученики школы носили дрова для госпиталя, чтобы сохранить сквер. Именно им мы должны быть благодарны за то, что каждое лето мы можем наслаждаться целебным липовым ароматом. 
   Как уже было сказано, из-за переоборудования школы под госпиталь, занятия в 1941 году были приостановлены. Но ученики не слонялись без дела. Пишет Валентина Яковлевна Кармышева: «Сразу после 22 июня 1941 года участвовала в переоборудовании школы под госпиталь. В сентябре - октябре проходила уборка картофеля в колхозах. А потом два месяца (ноябрь - декабрь 1941 года) мы с классом работали на сооружении противотанковых рвов в районе деревни Стригино». 
   Нужно было подыскать помещения, где могли бы учиться дети. Но сделать это было не так-то легко, ведь для школы нужны особые условия. Несмотря на все трудности уже через несколько месяцев начались уроки. 
   Наша школа в годы Великой Отечественной войны располагалась на третьем этаже музея и во флигеле, где сейчас размещается канцелярия музея. 
Кармышева Валентина Яковлевна вспоминает: «Наш класс в 1941 году работал, а в 1942 году учился в третью и четвертую смены. Хотя были трудности и материальные проблемы (плохое питание, недостаточная обеспеченность одеждой и обувью), учеба шла без перерывов».
Ребята глубоко переживали военные события, их внимание было приковано к фронтам Великой Отечественной войны. Дети завели переписку с фронтом. Письма писали даже второклассники. На классных собраниях, на пионерских сборах, на комсомольских собраниях они горячо обсуждали письма на фронт, вопрос о сборах и посылке подарков, вопросы о своих учебных обязанностях. В своих ответных письмах и незнакомые бойцы, и бывшие ученики школы писали о той радости, которую доставляли им письма учеников.
Война все шла, дни тянулись бесконечно, одни сменяли другие, и школа тоже менялась.
С 1943-1944 учебного года в ряде крупных городов нашей страны вводится раздельное обучение мальчиков и девочек. В Муроме, несмотря на то, что он не был крупным городом, тоже вводится раздельное обучение. В своем отчете «О раздельном обучении в школах города Мурома» заведующий муромским ГорОНО Н.В.Наумов писал: «Новый учебный год пришлось начинать в своем прежнем, смешанном составе. Вопрос о введении раздельного обучения в Муроме был окончательно разрешен только в сентябре месяце. По прошествии трех месяцев с момента введения раздельного обучения в школе можно было с полным основанием говорить о положительном влиянии раздельного обучения на многие стороны школьной жизни. Прежде всего, можно отметить, что изменился в лучшую сторону внешний облик школы, ее оформление. Были оборудованы военный кабинет и тир. На стенах в коридоре и в классах - портреты, хорошо оформленные плакаты с высказываниями о задачах школы и молодежи, о воспитании воли, с краткими высказываниями Суворова. Хорошо работали два кружка автоматчиков, кружок минометчиков, кружок бокса, шахматный кружок. Организован школьный коллектив ДОО «Смена». Школа поддерживала тесную связь с воинской частью и получала от нее значительную помощь (в оборудовании воинского кабинета, в организации спортивной работы, в культурном обслуживании учащихся через гарнизонный клуб)».
В связи с реорганизацией школы в мужскую усилилось военно-патриотическое воспитание юношей. Исторический кружок, наряду с другими вопросами, занимался сбором материалов Великой Отечественной войны, собрал сведения о родителях учащихся, награжденных орденами и медалями. Приоритетными стали такие темы, как «Тема войны в художественной литературе», «Героическая молодежь на защите Родины».
С 1943 года на протяжении двух лет школа не имеет выпускников: ученики десятых классов уходили на фронт. Не все вернулись назад.
Отдали свои жизни за Родину, за нас, выпускники 1940 года:
Летчик Ванюхин Валентин. Погиб в 1943 году под Харьковом.
Цибров Валерий. Погиб в 1942 году на Карельском фронте.
Тарасов Федор. Погиб в 1943 году под Вязьмой в студенческом отряде ополчения.
Мельников Николай. Танкист, погиб в 1942 году под Великими Луками.
Погибли в борьбе с врагом: Борунов Николай, Брыкин Николай, Еримишин Афанасий, Зворыкин Петр и другие, в том числе сын первого директора нашей школы Чегасова Петра Максимовича – Чегасов Владимир.

Сейчас, на втором этаже нашей школы, в пристрое располагается выставка фотографий. Это - работы Всеволода Петровича Павлова, выпускника школы 1940 года, участника восьми парадов победы, свидетеля Потсдамской конференции. К сожалению, он не дожил до шестидесятилетия Победы, но именно благодаря нему следопыты нашей школы узнали имена не только учеников, но и учителей, защищавших нашу Родину от фашистской чумы.
Погиб под Сталинградом учитель физкультуры Гудин Александр Иванович. В 1941 году добровольцем ушёл на фронт Сергеев Пётр Тихонович, учитель математики. Он участвовал в битвах за Москву, Сталинград, за взятие Варшавы и Берлина. Награждён «Орденом Отечественной Войны» III степени и медалями.
Мужественно сражались на фронте: преподаватель физики Лавров Михаил Николаевич, преподаватель математики Замкин Алексей Семёнович, преподаватель физики Сысоев Виктор Васильевич.
Большую помощь при сборе информации оказали сохранившиеся в школьном архиве отчёты восьмидесятых годов поисковых отрядов нашей школы.
В 1981 году VIII пленум ЦК ВЛКСМ призвал юношей и девушек «...ещё шире развернуть поиск неизвестных страниц эпопеи народного подвига, пополнить сеть музеев славы, установить новые памятники и обелиски в честь павших героев...».
С сентября 1981 года началась всесоюзная поисковая экспедиция «Летопись Великой Отечественной».
Главными задачами экспедиции были:
• активное приобщение молодого поколения к ратному и трудовому подвигу советских людей в годы Великой Отечественной Войны...;
• постоянная забота о ветеранах войны и труда, семьях погибших защитников Родины;
• воспитание уважения к конкретному жизненному подвигу каждого ветерана...
В нашей области её осуществляли участники операции «Фронтовое письмо» под руководством Владимирского обкома ВЛКСМ. Её цель - «сохранить для потомства и широко изучить личные документы периода 1941-1945 гг. Это письма, фотографии, дневники, удостоверения, газеты и т. п., а так же воспоминания ветеранов труда… ».
В школьном архиве хранятся письма, фотографии, среди них обнаружили воспоминания учителя нашей школы Замкина А.С.. Алексей Семёнович Замкин до войны работал в нашей школе математиком. В 1941 году распрощался с учащимися десятых классов и ушёл на фронт. Он был помощником командира штаба по разведке, командовал разведчиками. Его часть была расположена около г. Рыбинска. Вот один из случаев его фронтовой жизни: «группа разведчиков получила задание добыть нужные сведения о расположении противника. Они прыгнули в траншею около проволоки, оставили охрану и стали продвигаться влево, чтобы обойти противника. Немцы обычно смотрят вперёд, а наши разведчики подошли сзади. Дал сигнал бросить противотанковую гранату, раздался взрыв. Немцы побежали. Одного удалось схватить. К своим добрались с пленным благополучно. В штабе он дал нужные сведения...».
Не лёгок путь учителя, например, Сысоев Виктор Васильевич – преподаватель физики. В армию его призвали в 1940году. В день объявления войны он был под Полтавой. В первое время сопровождал составы с военными грузами из г. Сталина (сейчас - Донецк). В декабре 1941 года был ранен и находился на излечении в госпитале, после выздоровления работал в нашей школе (с сентября 1942г. По сентябрь 1944г.). Награждён медалью «За победу над Германией». Вот такой путь, тяжёлый и страшный, порой по воле судьбы приходилось пройти людям, что бы заниматься любимым делом.
В 1943 году в сш№16 приходит директор - фронтовик Свирежев Александр Алексеевич (1912-1987гг.). Проработав в сш№16 почти 30 лет, память о нём хранится не только в сш№16, но и в сш№13. «В июле 1941 года его призвали на фронт. Он является участником битвы под Москвой, был трижды ранен, награждён орденом «Красной звезды» и медалями. По инвалидности был демобилизован из Красной Армии. И с августа 1943 года по 1972 год являлся директором сш№16, преподавал историю и обществознание. А в 1958 году получил звание Заслуженного учителя РСФСР».
«16 средняя школа систематически обслуживала силами тимуровцев 28 семей фронтовиков. Ребята подвозили на салазках дрова с берега реки и со склада, пилили их, рубили и укладывали». Все это объединяло и сплочало их.
В мае 1945 года война с Германией закончилась. Страна снова стала жить мирной жизнью, постепенно восстанавливая все, что было разрушено.
Отгремели залпы Великой Отечественной Войны. Вновь в школах города стали слышны звонки и детские голоса.
Военная форма учителей-мужчин напоминала о тяжёлых испытаниях, которые пережила наша страна.
После Великой Отечественной Войны в школе работали учителя - фронтовики.
Учителем автодела, а затем труда в 195 7-1959гг. работал Елистратов С. К. участник Великой Отечественной Войны, награждённый двумя орденами и медалями. Дети любили и уважали его.
В 1957 году директором нашей школы стал Колповский Алексей Андреевич. Вот как об этом вспоминает И. Л. Кротова: «Марианну Васильевну Гудину на директорском посту сменил Алексей Андреевич Колповский. Я уже знала его по педагогическому институту, где работала в 1949 -1950 гг. Там он ещё ходил в офицерском мундире или френче (не знаю, как это называется), ордена не носил, но дырочки от них виднелись». С 1939 года по 1941 год он был завучем сш№15. 3 марта 1942 года, окончив военно-пехотное училище, был отправлен на фронт. Был ранен, контужен. Имеет награды:
Орден «Красной Звезды»,
Орден «Красного знамени»,
Орден «Отечественной войны» I и II степени.
Медали: «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией», «За взятие Берлина».
Вклад в победу над врагом внёс Менге Н. Г. Участвовал в Великой Отечественной Войне с 1941 по 1945 гг., прошёл боевой путь от Москвы до Праги. Имеет награды:
Орден «Красная Звезда»,
Орден « Красного Знамени»,
Медали «За боевые заслуги».
А с 1970 года работал преподавателем начальной военной подготовки в сш№13.
Но не только учителя мужчины, участники войны, работали в школе, но и женщины, например, Рыбина Мария Васильевна. До войны Мария Васильевна работала на ткацкой фабрике. Июнь 1941 года жизнь всех советских людей разделил на «до» и страшное «теперь». Один за другим родственники и знакомые уходили на фронт защищать Родину. В декабре 1942 года получила повестку и Мария Васильевна. Воевать ей пришлось в зенитно-маршевой батарее МЗ-542. Батарея двигалась вслед за фронтом на расстоянии 40-50 километров. В их подразделении было около пятидесяти человек и только десять девушек. Учили их всему: наводить дальномер на цель, определять по гудку и фюзеляжу вид самолёта (грузовой, почтовый или бомбардировщик), собирать и разбирать винтовку. В обязанности девушек входила охрана складов, а так же связь. Мария Васильевна, вспоминая военные годы, говорит, что хоть и не была в бою, но часто сердце сжималось от страха: обстрелы, нападения диверсантов. Да и служить девушкам было тяжело. Мария Васильевна получила погоны ефрейтора. Это случилось под Ростовом. Был голод. И ребята из их батареи нашли картофельное поле. И 10 человек (пятеро парней и пятеро девушек) пошли копать картошку. При проверке их не досчитались, и по возвращению всех ждал строгий выговор, 10 суток простого ареста (т.е. работа на кухне), а Марию Васильевну разжаловали в рядовые. Через многие города прошла Мария Васильевна со своей батареей: Горький, Сталинград, Житомир, Новгород - Волынский, Перемышль, а в Польше, в городе Дембица, она узнала о победе. После демобилизации Мария Васильевна вернулась на фабрику, а потом целых семнадцать лет проработала в средней школе №13 технической служащей. Сейчас Мария Васильевна находится на заслуженном отдыхе, но с радостью принимает приглашения от родной школы прийти на встречу с учениками, рассказать о своей тревожной молодости, о боевых подругах, с которыми переписывается до сих пор.
На долю Родиной Татьяны Ивановны, учительницы иностранного языка, выпала участь пережить блокаду Ленинграда.
А Дорогова Тамара Лаврентьевна, ушедшая в ноябре, сражалась в партизанском отряде. Незадолго до её смерти, её дочь, Макарова Лариса Ивановна, ознакомила нас с воспоминаниями Тамары Лаврентьевны о том страшном времени: «В первые дни войны, перед вступлением немца на нашу территорию, работала на лесоразработке: готовила материал для блиндажей, за Ельней рыли противотанковые рвы. В октябре немцы подошли к г. Ельня. Передовая находилась в девяти километрах от нашего дома. Шли кровопролитные бои. Враг был силён. Нашим пришлось отступать. Нас девять человек (все, кто мог выехать) присоединились к отходившим частям Красной Армии. Под Вязьмой войска попали в окружение, в том числе и мы. Пришлось возвращаться домой. Возвращались с большим беспокойством. Это был октябрь. Мы, молодые, боялись издевательств, закрывали лица тёплыми платками. В деревне услышали говор не нашей речи, запах не наших машин. Немцы рвались к Москве, они хвастались: «один месяц и Москва «капут», то есть будет взята». Гнали через наше село наших пленных и по всей дороге расстреливали. Убитые лежали как снопы. Вся дорога от Ельни была усыпана убитыми. Те, кому удалось уйти, начали объединяться в партизанские отряды. Связались с Москвой. Собирали трофеи (пушки, миномёты, винтовки) и вооружались. Они захватывали территорию, мешали немцам подтягивать подкрепления к Москве. Немцам пришлось снять часть войск с фронта и веси борьбу с партизанами. Бросили три карательных отряда на Мархоткино. У них была задача одновременно с трёх сторон ударить и уничтожить, а население покарать. Первые два отряда были остановлены и разбиты партизанами. А третий отряд, двигавшийся со стороны Ельни, смог дойти до Покровского, где я работала до войны. Здесь они стали допрашивать население: «Есть ли в Мархоткино партизаны?». Ветеринарного врача бросили в колодец, а многодетного рабочего совхоза Мишу посадили на передние сани, а сами сзади на расстоянии ехали на поводках. Партизаны подпустили их поближе и открыли огонь. Немцы залегли за санями, а потом повернули обратно в Ельню. По дороге поджигали деревни и мстили жителям. Я была разведчицей и выполняла задания командования. Ходила в те или иные населённые пункты, что бы выяснить есть там немцы или нет. Запомнился особо первый поход в Ельню. Собрав необходимую информацию, я переночевала по указанному мне адресу, а утром должна была возвращаться. Вышла на большак и вдруг, откуда ни возьмись, на небольшом расстоянии появился немец. Я как почувствовала — оглянулась. Увидев его, быстро свернула во двор и зашла в первую попавшуюся незнакомую квартиру. А там, на моё счастье, оказалась официантка Аня, она меня знала по столовой. Меня спрятали на печь и забросали тряпьём. Спустя некоторое время я вышла и уже беспрепятственно вернулась в Мархоткино, сообщила обо всём, что смогла увидеть командиру. В свободное от разведки время я была писарем при штабе полка имени двадцать четвёртой годовщины РККА. А в доме нашем лечили раненых, тоже приходилось помогать. Когда немцев начали гнать от Москвы, полк уже не в силах был оказывать сопротивление. Обстреляв Мазово, немцы уничтожили базу, где располагался штаб партизанского полка. Всё сгорело. В начале июня 1942 года было принято решение партизанам, бывшим войнам - окруженцам выходить группами на соединение с Красной Армией. А мы, местные девушки - партизанки, вынуждены были остаться в тылу немцев. Отступая от Москвы, немцы оказывали отчаянное сопротивление. Заставляли местных жителей копать противотанковые рвы. Я спряталась, не ходила. И вот однажды жандарм заметил, что я дома. Вышла я на крыльцо, а он следом за мной, я спряталась на сеновале, отбросила лестницу. Найти он меня не смог. А на следующий день готовили выселение нашего села в Германию. Построили целую колонну. Но мне удалось убежать в Шупарню, где жила моя сестра с семьёй. Но и в Шу парне готовили жителей к отправке: грузили эшелоны и увозили в Германию (на работы, а потом на уничтожение). К счастью и мне, и моим родителям, и братишке удалось спрятаться и избежать этой трагической участи. А вскоре Смоленщина была освобождена. Наше село было сожжено, жили в землянках. Отец купил сарай, уцелевший около церкви, и построил хатку без окон. Вставлено было одно стеклышко в стене величиной с листок бумаги. Я работала в Ново-Андреевской школе. Паёк учителя состоял из семи килограммов муки на месяц. От голода иногда даже падала в обмороки. А в 1946 году вышла замуж за офицера из нашего села Дорогова И. И. и уехала по месту его службы на Курильские острова, а затем в Закавказье. Все те годы была активной участницей художественной самодеятельности: пела в хоре, принимала участие в постановке спектаклей. Выступали перед солдатами и офицерами. Трудились без оплаты труда - получали благодарности и похвальные грамоты. А после увольнения, служа в запасе, семья переехала в город Муром. Здесь я стала продолжать учительскую работу. Сначала работала в школе № 15, а затем тринадцать лет в школе № 13. Работа я честно и добросовестно, не жалея себя. Часто говорила детям: «Родина ждет вас сильными, умными, дисциплинированными. Вы – надежда нашей страны. И если враг нападет на нас, то мы сумеем дать отпор».
С каждым годом все дальше в прошлом остаются те события. Но в школе были созданы и работают до настоящего времени поисковые отряды. Они по крупинкам восстанавливают историю, чтобы передать память о людях, завоевавших победу будущим поколениям.
Вот и восстановлена картина жизни школы в годы Великой Отечественной войны. В будущем хотелось бы восстановить план госпиталя, найти людей, работавших в нем. Хочется подробнее узнать о том, как проходили занятия в здании музея. Все это послужит материалом для последующих работ. Ведь внести свою частицу в восстановление истории Великой Отечественной войны – долг нашего поколения!
Сегодня школа – это дом, уютный и теплый, где тебя ждут и понимают, где отступают грусть и огорчение. Именно эти родные стены школы пропитаны теплом учителей и радостями учеников тех далеких сороковых годов, на чью долю выпало отстоять мир на Земле. Благодаря их мужеству и героизму мы имеем возможность получать здесь знания. Они подарили нам светлое будущее, и мы должны ими гордиться, уважать и чтить память погибших.
Кочеткова Анастасия
Документы
Телефон доверия
Дети в Интернете

Copyright MyCorp © 2017
Создать бесплатный сайт с uCoz