Образ педагога «Школы личностно развивающего
диалога»
Представляет собой личность
профессионала – носителя диалогической культуры, обладающего высоким уровнем
методологической, методической, технологической, менеджерской, психологической
подготовки. Педагог:
-
заинтересован в личностном развитии ребенка и самого себя
-
принимает множественность субъективных реальностей (точек зрения,
ценностей)
-
умеет слушать ребенка и адекватно его воспринимать
-
не ограничивает личностную свободу ребенка
-
организует условия для саморазвития личности ученика
-
умеет сотрудничать с ним
-
готов к пересмотру своих ценностей
-
стремится к конгруэнтному (естественному поведению)
-
владеет педагогической рефлексией и постоянно совершенствует свое
мастерство
-
заинтересован в развитии школы и умеет работать «в команде» учителей
Диалогическая педагогическая
деятельность направлена на создание педагогом такой среды, которая способствует
установлению диалогических отношений между участниками образовательного
процесса и накоплению диалогического опыта решения личностью гуманитарных
проблем (установлению договоренностей, согласование степеней свободы,
соотнесение ценностей)
Диалогические отношения
характеризуются наличием созидающих, взаимообогощающих связей между личностями.
Диалогическая образовательная
среда отличается:
-
открытостью целевых установок
-
высокой степенью доверия педагогов и учеников друг к другу
-
заинтересованностью их друг в друге и в решении проблем образования и
самообразования
-
демократическим стилем руководства и отношений
-
правовым «полем» личности (признанием ее прав и свобод)
-
наличием команды педагогов и учащихся
-
конструктивным способом решения гуманитарных проблем
-
благоприятным психологическим климатом
-
возможностью в двустороннем порядке – коллегиально, в соавторстве
учителей и учащихся, планировать и обсуждать образовательную деятельность.
Компетенции педагога,
необходимые для работы в образовательном учреждении, строящем свою деятельность
на компетентностной основе.
Базовая компетентность
|
Умение создать, организовать развивающую среду, в
которой становится возможным достижение образовательных результатов ребенком,
ключевых компетентностей
|
Частные компетенции
|
-
умение определять цели и образовательные результаты ребенка
-
умение включать учащихся в разные виды деятельности, учитывая
индивидуальные особенности и интересы
-
умение подмечать склонности ребенка и в соответствии с ними
определять примерное направление его развития
-
уметь организовать проектную деятельность
-
умение организовать дискуссию и участвовать в ней
-
умение создавать атмосферу, в которой
учащиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения
-
уметь оценивать демонстрируемые учащимися компетенции
-
уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения в
процессе учебных занятий и корректировать их
|
Показатели компетенций
педагога:
Научно-теоретические компетенции
|
-
осознание и ориентации методов научного познания, логики преподавания
научных знаний
-
ориентация в отборе содержания обучения на основе выявления и
формирования ведущих идей, понятий, закономерностей
-
понимание сущности целевых ориентаций в современной сфере
образования, педагогики
-
выявление ключевых компетенций, которые необходимо сформировать у
учащихся в процессе формирования учебного предмета
|
Методические компетенции
|
-
ориентация в многообразии различные технологий,
методик, методов и приемов обучения учащихся
-
владение и применение продуктивных методов обучения, адекватных целям
и содержанию образования
-
использование средств обучения в активизации деятельности учащихся и
развитии их интересов с целью социальной адаптации
-
знание сущности и условий успешного применения активных форм обучения
|
Личностные компетенции
|
-
знание психолого-физиологических, педагогических особенностей в
развитии школьников
-
знание психологически, культурологических основ науки
-
владение примами саморегуляции, педагогическим тактом в любых
педагогических ситуациях
-
эрудиция и широкий кругозор
-
сформированность гуманистических ценностей личности
|
Методы и способы контроля
оценки сформированности компетенции педагога: результаты аттестации,
анкетирование, тестирование О.Е. Лебедевой «Показатели компетенций всех
участников образовательного процесса», Д. Равен «Педагогическое тестирование» |